Храм святителя Николая Чудотворца в с. Середниково

Строительство каменного храма.

В 1882 г. после злодейского убийства Александра II прихожане всех окрестных деревень ответили на это злодейское цареубийство постройкой каменного храма, а община старообрядцев воздвигла по этому случаю деревянную часовню.
Каменная Никольская церковь имела приделы того же наименования, что и церковь в селе Жабки (Колушка). С правой стороны – Спаса исцеляющего расслабленного, с левой – во имя Божия Матери всех скорбящих радости.
В 1861 году основана школа, младший класс при церкви и два старших при волостном правлении.

Церковь во имя Святителя Николая Чудотворца – Никольская церковь.
«С принятием христианства и утверждения православных обычаев на смену Велесу пришел былинный крестьянский богатырь Микула Селянинович, который передал эстафету греческому святому – великомученику Николаю Мирликийскому, как к покровителю русской земли и крестьянского труда, с ним связывали празднование именин Земли, которое проходило повсеместно в России.
Этот праздник по канонам православной церкви отмечался дважды в году, на второй день Николы вешнего, после 10 мая по старому стилю и по новому 23 мая, а так же после Николы зимнего, после 6 декабря по старому стилю…
Накануне праздника проходила всенощная служба, как и везде, во всех 40 церквях Шатурского архипелага с веселым звоном колоколов, гул которых оглашал пространство от Оки до Клязьмы.
Крестьяне со всеми своими семьями шли в приходские церкви, ставили свечку к иконе святителя Николая с молитвой и поклонами и пели вместе с церковным хором духовный стихирь в честь Николы, и просили чудотворца помочь матери Земле вырастить богатый урожай, а зимнего Николу благодарили за дарованные плоды, выращенные и собранные на своей родной земле, а не в заморских странах. После всенощной молодые парни и девушки выходили на природу к реке, к соловьиным рощам и на бережку водили хороводы, и под музыку звончатых гуслей , пастушеских рожков, самогудок, сапелок и бубнов пели песни, частушки и плясали… Всякий человек без черной зависти на другого в духовной общности праздновали воистину на радость сердцу, во славу родной земли, в почитание чудотворной силы Николы и веры православной…
…За последние годы мы как-то незаметно и вроде бы без сожаления забыли свои древние обычаи, завещанные нам нашими предками, поменяли их на дурно пахнущие ценности бездуховного мира, растлевающего человеческую личность. Родная земля не стала символом поклонения души нашей, перестали любить природу и варварски терзаем ее и травим.
Но есть ли надежда, что молодое поколение сумеет отрешиться от безнравственности, осознает свою, данную ему Творцом Небесным ипостасную божественную сущность, будет беречь природу и возродится праздник имени родной Земли? Я верю в свой народ и в новое поколение. И будет так, как завещали предки». < В.М.Казаков «Золотое сердце России. Дозорная книга. IV», с. 26 — 28>
Надежды оправдались. Вновь возрождаются Приходские церкви, а прихожане идут в храм и в радости, и в горе. А среди них немало молодежи и детей.

Духовенство Никольской церкви.
«В епархиальной сводке упоминаются священники: Василий Гаврилов умер в 1784 г.г, был из церкви села Жабки, Иоанн Васильев – 1784-1799 г.г., Павел Дмитриев – 1799-1833гг., Григорий Захариев Гусев – 1833-1860 г.г., Павел Григориев Гусев – с 1860 г.» В 1885 году его Высокопреосвященство Феоктист, Архиепископ Рязанский и Зарайский, обозревая церкви своей Епархии в Егорьевском уезде, 3 июня посетил Никольскую церковь в селе Середниково. При обозрении церкви и документов оказалось, что все содержится в порядке». < В.М.Казаков «Золотое сердце России. Дозорная книга. IV», с. 15>
Данных о первой половине XX века мы нашли очень мало. Приблизительно с 1906 года священником был Смирнов Михаил Николаевич, его жена Смирнова Лидия Васильевна была учителем начальных классов. Такую информацию нам дала Богомолова Галина Михайловна, которая много лет проработала учителем русского языка и литературы в нашей школе. Смирнов Михаил Николаевич был ее дедом, умер он в 1921 – 22 году от болезни. Также Галина Михайловна рассказала, что последним священником был Гусев Павел. Дом его находился рядом с церковью, и после смерти отца и закрытия церкви его дочери Клавдия Павловна и Анна Павловна проводили службы в своем доме тайно.

Перейти к верхней панели