Храм святителя Николая Чудотворца в с. Середниково

Готовимся к Таинствам

Исповедь (покаяние)- одно из семи христианских Таинств, в котором кающийся, исповедующий свои грехи перед священником, при видимом прощении грехов (чтением разрешительной молитвы), невидимо разрешается от них Самим Господом Иисусом Христом. Таинство это установлено Спасителем, сказавшим своим ученикам: «Истинно говорю вам: что вы свяжите на земле, то будет разрешено на небе» (Евангелие от Матфея, гл.18.,стих 18). И в другом месте: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся»(Евангелие от Иоанна, гл.20. стихи 22-23).

Апостолы же передали власть «вязать и разрешать» своим преемникам- епископам, которые в свою очередь, при совершении Таинства рукоположения (священства) передают эту власть священникам.
Святые отцы называют покаяние вторым крещением: если при Крещении человек очищается от власти первородного греха, переданного ему при рождении от наших прародителей Адама и Евы, то покаяние омывает его от скверны собственных грехов, совершенных им уже после Таинства Крещения.

Для того, чтобы Таинство Покаяния совершилось, со стороны кающегося необходимы осознание своей греховности, искреннее сердечное раскаяние в своих грехах, желание оставить грех и не повторять его, вера в Иисуса Христа и надежда на Его милосердие, вера в то, что Таинство Исповеди имеет силу очистить и смыть по молитве священника чистосердечно исповеданные грехи.

Апостол Иоанн говорит: « Если говорим, что не имеем греха,- обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1-е Послание Иоанна, гл.1, стих 8). В то же время от многих приходиться слышать: «Я не убиваю, не ворую, не прелюбодействую, так в чем же мне каятся?» Но если мы внимательно познакомимся с Божиими заповедями, то обнаружим, что грешим мы против многих из них. Условно все прегрешения, совершаемые человеком, можно разделить на три группы: грехи против Бога, грехи против ближних, и грехи против самого себя.

Грехи против Бога

— Неисполнение Заповедей Божиих.
— Неблагодарность Богу.
— Неверие. Сомнение в вере. Оправдание своего неверия атеистическим воспитанием.
— Вероотступничество, малодушное молчание, когда хулят веру Христову, неношение нательного креста, посещение различных сект.
— Упоминание имени Божия всуе ( когда имя Бога упоминают не в молитве, и не в благочестивом разговоре о Нем)
— Клятва именем Господа.
— Гордыня ( несмирение духа, самоволие, самомнение, высокоумие и т. п.)
— Тщеславие (приписывание дарованных Господом добродетелей и талантов себе, а не Богу, и самоудовлетворение в этом).
— Ворожба, лечение у бабушек-шептуний, обращение к экстрасенсам, чтение книг по черной, белой и прочим магиям, чтение и распространение оккультной литературы и различных лжеучений.
— Суеверия: вера в различные приметы, якобы влияющие на жизнь.
— Мысли о самоубийстве.
— Игра в карты и прочие азартные игры.
— Невыполнение утреннего и вечернего молитвенного правила.
— Непосещение храма Божьего в воскресные и праздничные дни.
— Несоблюдение постов в среду и пятницу, нарушение других постов, установленных Церковью.
— Неусердное(некаждодневное) чтение Священного Писания, душеполезной литературы.
— Нарушение обетов данных Богу.
— Отчаяние в трудных ситуациях и неверие в Промысел Божий, опасение старости, нищеты, болезни.
— Ропот на Бога, неприятие дарованного Господом жизненного креста во спасение нашей души.
— Ложный стыд исповедания себя христианином (стыд ношения нательного креста,молитвы перед трапезой и после нее и т.п.)
— Рассеянность на молитве, мысли о житейском во время богослужения.
— Осуждение Церкви и ее служителей.
— Пристрастие к различным земным вещам и удовольствиям.
— Продолжение греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие, т.е. чрезмерное упование на всепрощение Бога.
— Пустая трата времени на просмотр телепередач, на чтение развлекательных книг в ущерб времени для молитвы, чтения Евангелия и духовной литературы.
— Утаивание грехов на исповеди и недостойноеПричащение Святых Тайн.
— Самонадеяние, человеконадеяние т.е. излишняя надежда на собственные силы и на чью-то помощь, без упования на то , что все в руках Божиих.

Грехи против ближних

— Воспитание детей вне христианской веры.
— Вспыльчивость, гнев, раздражительность.
— Высокомерие.
— Злорадство.
— Излишнее любопытство.
— Лжесвидетельство.
— Месть.
— Насмешливость.
— Скупость.
— Невозвращение долгов.
— Неуплата за труд заработанных денег.
— Неоказание помощи нуждающимся.
— Непочитание родителей, раздражение их старостью.
— Непочтение к старшим.
-Жестокость к животным или же страстная привязанность к ним.
— Неусердие к своей работе.
— Осуждение.
— Присвоение чужого – воровство.
— Ссоры с соседями и ближними.
— Убийство своего ребенка во чреве(аборт), склонение других к свершению убийства (аборта).
— Убийство словом- доведения человека клеветой или осуждением до болезненного состояния и даже до смерти.
— Употребление спиртного на поминках усопших вместо усиленной молитвы за них.

Грехи против самого себя

— Многословие,пересуды, празднословие.
— Беспричинный смех.
— Сквернословие, чертыхание.
— Самолюбие.
— Ложное смирение.
— Делание добрых дел на показ.
— Сребролюбие (любовь к деньгам,к подаркам, пристрастие к различным предметам, страсть к накопительству, желание обогатиться.).
— Зависть.
— Ложь.
— Пьянство, курение, употребление наркотиков.
— Чревоугодие.
— Любодеяние- разжигание блудных помыслов, нечистые желания, блудные прикосновения, просмотр эротических фильмов и чтение подобных книг.
— Блуд – физическая близость лиц, не связанных узами брака.
— Прелюбодеяние – нарушение супружеской верности.
— Блуд противоестественный – физическая близость лиц одного пола,рукоблудие.
— Кровосмешение – физическая близость с близкими по родству или кумовству.

Хотя вышеперечисленные грехи условно разделены на три части, в конечном счете – это все грехи и против Бога (т.к.преступают Его заповеди и тем самым оскорбляют Его), и против ближних (т.к. не дают раскрыться истинным христианским отношениям и любви), и против себя(т.к. препятствуют спасительному устроению души).

Как подготовиться к исповеди

Желающий принести перед Богом покаяние в содеянных грехах должен подготовиться к Таинству Исповеди. К исповеди надо готовиться заранее: желательно прочесть литературу, посвященную Таинствам Исповеди и Причащения, вспомнить все свои грехи, можно выписать их на отдельный листок, чтобы перед исповедью посмотреть его. Иногда листок с перечисленными грехами отдают на прочтение духовнику,но о грехах, которые особенно тяготят душу, нужно рассказать вслух. Не нужно рассказывать духовнику длинных историй, достаточно изложить сам грех. К примеру, если вы находитесь во вражде с родственниками или соседями, не нужно рассказывать, что стало причиной этой вражды- необходимо покаяться в самом грехе осуждения родных или соседей. Богу и духовнику важен не список грехов, а покаянное чувство исповедуемого, не детальные рассказы, а сокрушенное сердце. Нужно помнить, что исповедь — это не только осознание собственных недостатков, но прежде всего — жажда очиститься от них.

Ни в коем случае недопустимо оправдание себя  это уже не покаяние! Старец Силуан Афонский так объясняет, что такое настоящее покаяние: «Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои». Хорошо выработать привычку каждый вечер анализировать прошедший день и просить ежедневное покаяние перед Богом, записывая серьезные прегрешения для будущей исповеди у духовника. Необходимо примириться с ближними и попросить прощения у всех, кого обидел. Подготавливаясь к исповеди, желательно в течение нескольких дней усилить свое вечернее молитвенное правило чтением Покаянного канона, который находится в православном молитвослове. Чтобы исповедоваться, необходимо узнать, когда в храме происходит Таинство Исповеди. В тех храмах, где служба совершается каждый день, каждый день совершается иТаинство Исповеди. В тех же храмах, где нет ежедневной службы, нужно предварительно ознакомиться с расписанием служб.

Как подготовить к исповеди детей.

Дети до семи лет (в Церкви их называют младенцами) приступают к Таинству Причащения без предварительной исповеди, но необходимо с самого раннего детства вырабатывать у детей чувство благоговения перед этим великим Таинством.

Частое Причащение без должной подготовки может выработать у детей нежелательное чувство обыденности происходящего. Младенцев желательно за 2-3 дня подготавливать к предстоящему Причастию: читать с ними Евангелие, Жития Святых, другие душеполезные книги, сократить, а лучше совсем исключить, просмотр телевизора (но делать это надо очень тактично, не вызывая у ребенка отрицательных ассоциаций с подготовкой к Причастию). Проследить за их молитвой утром и перед сном, побеседовать с ребенком о прошедших днях и подвести его к осознанию собственных проступков. Главное же, нужно помнить, что нет ничего более действенного для ребенка, чем личный пример родителей.

Начиная с семи лет, дети (отроки), как и взрослые, приступают к Таинству Причащения только после совершения Таинства Исповеди. Во многом грехи, перечисленные в предыдущих разделах, присущи и детям, но все-таки детская исповедь имеет свои особенности. Чтобы настроить детей на искреннее покаяние можно дать им прочитать следующий список возможных прегрешений:

— Не залеживался ли в постели утром и не пропускал ли в связи с этим утреннее молитвенное правило?
— Не садился ли за стол, не помолившись, и не ложился ли спать без молитвы?
— Знаешь ли наизусть самые главные православные молитвы: «Отче наш», «Иисусову молитву», «Богородице Дево, радуйся», молитву ко своему Небесному покровителю, имя которого ты носишь?
— Каждое ли воскресенье ходил в церковь?
— Не увлекался ли различными забавами в церковные праздники вместо посещения храма Божия?
— Вел ли должным образом себя на церковной службе, не бегал ли по храму, не вел ли пустых разговоров со сверстниками, вводя их тем самым в соблазн?
— Не произносил ли без надобности имя Божие?
— Правильно ли совершаешь крестное знамение, не спешишь ли при этом, не искажаешь ли крестное знамение?
— Не отвлекался ли при молитве на посторонние мысли?
— Читаешь ли Евангелие, другие духовные книги?
— Носишь ли нательный крестик и не стесняешься ли его?
— Не используешь ли крестик в качестве украшения, что грешно?
— Не увлекался ли различными забавами в церковные праздники вместо посещения храма Божия?
— Вел ли должным образом себя на церковной службе, не бегал ли по храму, не вел ли пустых разговоров со сверстниками, вводя их тем самым в соблазн?
— Не произносил ли без надобности имя Божие?
— Правильно ли совершаешь крестное знамение, не спешишь ли при этом, не искажаешь ли крестное знамение?
— Не отвлекался ли при молитве на посторонние мысли?
— Читаешь ли Евангелие, другие духовные книги?
— Носишь ли нательный крестик и не стесняешься ли его?
— Не используешь ли крестик в качестве украшения, что грешно?
— Не гадал ли, не ворожил?
— Не одеваешь ли различные амулеты, например, знаки зодиака?
— Не скрывал ли перед батюшкой на исповеди свои грехи из-за ложного стыда, а затем недостойно причащался?
— Не гордился ли перед самим собой и перед другими своими успехами, способностями?
— Спорил ли с кем-либо — только ради того, чтобы взять верх в споре?
— Не обманывал ли своих родителей из-за страха быть наказанным?
— Не ел ли в пост без разрешения скоромного, например, мороженого?
— Слушался ли своих родителей, не спорил л с ними, не требовал ли от них дорогостоящей покупки?
— Не наносил ли побоев кому-нибудь? Не подстерегал ли к этому других?
— Не обижал ли младших?
— Не мучил ли животных?
— Не сплетничал ли о ком ,не ябедничал ли на кого?
— Не смеялся ли над людьми, имеющими какие-либо физические недостатки?
— Не пробовал ли курить,выпивать, нюхать клей или употреблять наркотики?
— Не сквернословил ли?
— Не играл ли в карты?
— Не занимался ли рукоблудием?
— Не присваивал ли себе чужого?
— Не имел ли привычки брать без спроса то, что тебе не принадлежит?
— Не ленился ли помогать родителям по дому?
— Не притворялся ли больным, чтобы увильнуть от своих обязанностей?
— Не завидывал ли другим?

Приведенный перечень — лишь общая схема возможных прегрешений . У каждого ребенка могут быть свои, индивидуальные переживания, связанные с конкретными случаями. Задача родителей — настроить ребенка на покаянные чувства перед Таинством Исповеди. Можно посоветовать ему вспомнить свои проступки, совершенные после последней исповеди, написать свои прегрешения на листке бумаги, но не следует это делать за него.

Главное: ребенок должен понять, что Таинство Исповеди – это Таинство, очищающее от грехов душу при условии искреннего, чистосердечного покаяния и желания не повторять их более.

Как происходит исповедь.

Исповедь совершается в храмах либо вечером после вечернего богослужения, либо утром перед началом Литургии. Ни в коем случае нельзя опаздывать к началу исповеди, так как Таинство начинается с чтения чинопоследования, в котором должен молитвенно участвовать каждый желающий исповедаться. При чтении чинопоследования священник обращается к кающимся, чтобы они назвали свои имена – все отвечают в полголоса. Те, кто опоздал к началу исповеди, к Таинству не допускаются: священник, если есть такая возможность, в конце исповеди читает для них чинопоследование и принимает исповедь, либо назначает на другой день. Нельзя приступать к Таинству Покаяния женщинам в период месячного очищения. Исповедание обычно происходит в храме при стечении народа, поэтому нужно уважать тайну исповеди, не тесниться рядом со священником, принимающим исповедь и не смущать исповедующегося, открывающего свои грехи священнику. Исповедь должна быть полной. Нельзя исповедовать сначала одни грехи, другие же оставлять на следующий раз. Те грехи, которые кающийся исповедал в предыдущие исповеди и которые были ему отпущены, вновь не называются. При возможности нужно исповедоваться у одного и того же духовника. Не следует, имея постоянного духовника, искать другого для исповедания своих прегрешений, открыть которые знакомому духовнику мешает чувство ложного стыда. Поступающие так своими действиями пытаются обмануть самого Бога: на исповеди мы исповедуем свои грехи не духовнику, а вместе с ним – Самому Спасителю. В больших храмах, из-за большого количества кающихся и невозможности священника принять исповедание от всех желающих, Обычно практикуется «общая исповедь», когда священник перечисляет вслух наиболее распространенные грехи, и стоящие перед ним исповедующиеся каются в них, после чего все по очереди подходят под разрешительную молитву. Тем, кто ни разу не был на исповеди или не исповедовался несколько лет, следует избегать общей исповеди. Таковым нужно обязательно пройти исповедь частную- для чего нужно выбрать либо будний день, когда в храме не так много исповедников,либо найти приход, где совершается только частная исповедь. Если же такой возможности нет, нужно на общей исповеди подойти к священнику за разрешительной молитвой в числе последних, дабы никого не задерживать, и объяснив ситуацию, открыться ему в содеянных грехах. Так же должны поступить и те, кто имеет тяжкий грех. Многие подвижники благочестия предупреждают, что тяжкий грех, о котором исповедующийся промолчал на общей исповеди, так и останется нераскаянным, а значит и не прощенным.

После исповедания грехов и прочтения священником разрешительной молитвы, кающийся целует лежащие на аналое Крест и Евангелие и, если готовился к Причастию, берет у духовника благословение на Причащение Святых Христовых Таин.

В некоторых случаях священник может наложить на кающегося епитимию – духовные упражнения, назначенные для углубления покаяния и искоренения греховных навыков. К епитимии нужно относиться, как кволи Божией, изреченной через священника, требующей обязательного исполнения для врачевания души кающегося. В случае невозможности по разным причинам исполнить епитимию следует обратиться для разрешения возникших трудностей к тому священнику, который ее наложил.

Причастие

Причастие Тела и Крови Христовых является самым главным Таинством Православной Церкви. Без преувеличения можно сказать, что именно ради этого Церковь существует. Это Таинство Христос установил накануне Распятия во время Своего последнего пасхального ужина с учениками («Тайной Вечери»).

 Во время этой вечери Господь взял хлеб, преломил его и подал ученикам, говоря: «Примите, ешьте, это Тело Мое, которое за вас предается», после сего Он взял чашу с вином и сказал: «Пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». По слову Господа, хлеб и вино стали Его Телом и Кровью. Совершив это, Господь сказал: «Сие творите в Моё воспоминание». С тех пор это великое и страшное Таинство совершается для нас на каждой Литургии, и мы, вместе со святыми апостолами, вкушаем под видом хлеба и вина Тело и Кровь Спасителя.

В этом Таинстве мы встречаемся с Самим Богом так близко, как никто не мог бы и представить себе, а приближаясь к Богу, мы приближаемся к огню, который может согреть, но может и обжечь или даже спалить дотла. Встреча с Богом необходимо предполагает Божий суд над человеком. Поэтому приступать к Чаше нужно с особым благоговением, «со страхом Божиим, любовию и верою». Для Причастия необходимо соблюдение следующих условий:

1. Вы должны быть крещены в Православной Церкви и иметь православную веру. Причастие невозможно для человека, сознательно отвергающего те или иные догматы христианского вероучения. Если Вы не знаете, крещены Вы или нет, или не уверены, что Вас правильно крестили (например, если Вас крестили какие-нибудь бабушки), обратитесь к священнику для решения этого вопроса.

2. К Богу следует приходить с чистой совестью – т.е. очищенной в покаянии, поэтому перед причастием необходима исповедь (о том, как подготовиться к первой исповеди, написано в листовке о Таинстве Покаяния).

3. Для того чтобы помочь нам настроиться на нужный лад, Церковь установила особые правила подготовки к Причастию: пост (обычно три дня), во время которого не едят яиц, мясных и молочных продуктов, и молитвенное правило, состоящее из Последования ко Святому Причащению и трех канонов – Господу, Божией Матери и Ангелу Хранителю. Все эти тексты есть в книге «Молитвослов» (если Вы готовитесь к Причастию в первый раз, достаточно будет прочитать только Последование ко Святому Причащению). В день Причастия с полуночи ничего не едят и не пьют. Если Вы по тем или иным причинам не можете исполнить все эти правила, решите этот вопрос лично со священником.

Обычно рекомендуется причащаться не реже, чем раз в месяц, но этот вопрос также решается лично. Регулярное причастие Тела и Крови Христовых — не просто формальное требование. Жизнь христианская — это жизнь богочеловеческая, поэтому невозможно быть христианином вне реального общения с Богом. Без причастия великое дело нашего Спасения, совершенное Иисусом Христом, остается для человека практически пустой абстракцией, а Сам Бог — лишь чуждой и страшной силой. При этом, конечно, невозможно богообщение, к которому мы призваны, и в котором в одном мы можем найти подлинное блаженство и смысл нашей жизни.

Божественная Литургия – богослужение, за которым происходит Таинство Причастия, – это центр богослужебной жизни Православной Церкви. Каждый православный христианин должен стремиться к тому, чтобы лучше понять это богослужение и молиться Богу сознательно и разумно. Чтобы помочь Вам в этом, можете прочитать краткую схему Божественной Литургии, а также объяснение трудных слов и выражений.

Памятка христианину, желающему подойти к Святой Чаше

Православному христианину желающему приступить к святому Таинству Причащения надлежит помнить, что для того, чтобы Причастие Господу не было «в суд и осуждение» христианину необходимо выполнить ряд сущностных и дисциплинарных условий. Дисциплинарные условия не являются строго обязательными, и в особых случаях (например, болезни человека, опасной или сложной жизненной ситуации и т.д.) корректируются или даже совсем не исполняются.

Однако православным христианам следует помнить, что выработке этих дисциплинарных условий послужил большой опыт жизни Церкви, и, поэтому, в обычных обстоятельствах эта внешняя подготовка (исповедь, участие в богослужении, пост, исполнение молитвенного правила и т.д.) все же является обязательной.

1. Осознание смысла. Человек должен совершенно точно осознавать, куда и зачем он пришел. Он пришел, чтобы вступить в Богообщение, стать причастником Божества, соединиться со Христом, вкусить вечерю Господню для своего освящения и очищения от грехов, а не исполнить религиозный обряд, «попить компотика» или «поужинать». Апостол Павел говорит об этом так: «Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю»(1 Кор. 11: 20-22).

2. Искреннее желание. Человек должен иметь совершенно искреннее желание соединиться со Христом. Это желание должно быть соединено со Страхом Божьим (благоговением к святыне) и чуждо всякого лицемерия: «Начало мудрости — страх Господень» (Притч. 9,10). Человек должен помнить, что тот «кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1 Кор. 11:27).

3. Душевный мир. Человек, подходящий к Чаше, должен иметь душевный мир, то есть состояние, чуждое злобе, вражде или ненависти к кому-либо. В таком состоянии для верующего человека подойти к Таинству невозможно. Господь наш Иисус Христос сказал: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23-24).

4. Церковность. Человек не должен нарушать церковных канонов, отлучающих его от Причащения и Церкви, то есть находиться в допустимых Церковью рамках веры и нравственной жизни, так как «благодать даруется тем, которые не нарушают пределов веры и не преступают преданий отцов» (Послание к Диогнету). А в случае отступления от веры и совершения смертных грехов, воссоединиться с Церковью в таинстве Покаяния.

5. Напряжённая духовная жизнь. И, наконец, последнее, и очень важное сущностное условие. Христианская жизнь, к которой призван каждый верующий, невозможна без ведения им напряжённой духовной жизни как постоянной внутренней борьбы христианина между живущим в нём ветхим человеком с повреждённой грехом природой и новым человеком, рождённым во Христе в таинстве Крещения, получившим семя вечной жизни, которое он призван возрастить. Напряжённая духовная жизнь включает в себя постоянное самоиспытание и противление греху, понуждение себя к следованию заповедям Христовым и деланию добрых дел, истинному покаянию, воздержанию и т.д. Из этого сущностного условия вытекают последующие дисциплинарные условия, которые Церковь предлагает как способствующие ведению правильной духовной жизни.

6. Литургический пост. Перед причастием по древнейшей традиции Церкви необходим так называемый литургический пост, или пост перед Причащением, который заключается в том, что с полуночи накануне перед причастием ничего не едят и не пьют, ибо принято приступать к Святой Чаше натощак. В дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество и т.д.) следует помнить, что продолжительность литургического поста составляет по определению Священного Синода РПЦ 1969 года не менее 6 часов. Возникает вопрос, если кто-нибудь, постясь для приобщения Святых Таин, умываясь или находясь в бане, нехотя проглотил немного воды, должен ли таковой причаститься? Как отвечает в своём каноническом послании святитель Тимофей Александрийский: «Должен. Ибо иначе сатана, обретя случай удалить его от Причащения, чаще будет делать то же» (ответ 16). В сомнительных случаях утром перед службой можно обратиться за советом к священнику.

7. Исповедь. Традиция Русской Православной Церкви требует обязательной исповеди перед причастием: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает»(1 Кор. 11, 28-29). Исповедь перед Причащением может происходить как накануне вечером, или утром, перед литургией, так и в необходимых случаях (праздники, загруженность священников из-за большого скопления народа и т.д.), за несколько дней до Причащения.

8. Телесный пост. Желающий причаститься должен постараться достойно приготовиться к этому святому таинству. Ум не должен чрезмерно рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться. В дни подготовки, если позволяют обстоятельства, надлежит посещать богослужения в храме и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило. Средством к такой более сосредоточенной духовной жизни является пост (в церковной практике он называется говением): телу предписывается воздержание и ограничение в пище (мясной и молочной). Телесный пост перед причастием продолжается, обычно, несколько дней и общее правило здесь таково: чем реже человек причащается, тем строже и больше должен быть телесный пост, и наоборот. Мера телесного поста также обуславливается семейными и социальными обстоятельствами (жизнь в нецерковной семье, тяжёлый физический и интеллектуальный труд), и в этих условиях естественно снижается. Отметим, что для христиан, соблюдающих однодневные и многодневные посты, во время Светлой пасхальной седмицы телесный пост перед причастием, как правило, полностью отменяется.

9. Участие в богослужении и домашняя молитва. Так как храмовое богослужение позволяет лучше подготовиться к литургии (общему делу — греч.), здоровому человеку накануне Причащения надо постараться придти в храм и помолиться вместе со всеми на вечернем богослужении. Домашняя молитва включает в себя кроме обычных утренних и вечерних молитв, чтение последования ко Святому Причащению — канон вечером, а остальное последование вслед за утренними молитвами утром. Русская традиция предусматривает также чтение трёх канонов: покаянного ко Господу, молебного ко Пресвятой Богородице, и канона ангелу-хранителю; обязательным является их прочтение в случае отсутствия на вечернем богослужении. Желающие, по личному усердию, могут прочитывать также и другие моления, например, акафист Иисусу Сладчайшему.

10. Телесная чистота. Существуют определённые требования к телесной чистоте мужчин и женщин: им предписывается накануне Причащения отказаться от телесных супружеских отношений. Древняя аскетическая традиция также предписывает без острой необходимости мужчинам воздерживаться от Причащения в день после ночного непроизвольного истечения, а женщинам — во время женских дней и сорокодневного послеродового периода: «Молиться, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить помощи — не возбранно есть. Но приступать к тому, что есть Святая Святых да запретится не совсем чистому душою и телом» (Второе каноническое правило свт. Дионисия Александрийского).

Венчание

«… восприими венцы их в Царствии твоем, нескверны, и непорочны, и ненаветны соблюдаяй, во веки веков…»

Как готовиться к браковенчанию

Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления. Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Таин. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до венчания подготовили себя к Таинствам исповеди и Причастия.

Для браковенчания нужно приготовить две иконы – Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания – женихом и невестой. Жених и невеста приобретают обручальные кольца.Кольцо – знак вечности и неразрывности брачного союза.

Главное приготовление к предстоящему Таинству – это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и Причащения. Жених и невеста, желающие сочетаться Таинством брака, приготовляют себя к принятию благодати постом и покаянием, а в день венчания вместе причащаются Святых Божественных Таин. Причащаются обычно или в день венчания, или накануне.

Что надо знать свидетелям

В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях – в народе их называли дружкаподружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) – восприемники. Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть – по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением.

Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.

О поведении в храме во время браковенчания

Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах – женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва «за воспитавших родителей»).

Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь.Все, находящиеся при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.

Как происходит обручение

Венчанию предшествует обручение. Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства Брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению. То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа.

Обряд начинается каждением. Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста.

По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие (возглас: «Благословен Бог наш»). Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия (диакон возглашает: «Миром Господу помолимся. О Свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся»).

Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте – это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Цель супружества – благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.

Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву. Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.

После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: «Обручается раб божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: «Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен кольцами производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела Хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.

Как совершается венчание

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи,изображающие духовный свет Таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу. Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословленное Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Жених и невеста становятся на разостланный на полу белый плат перед аналоем, на котором лежат Крест, Евангелие и венцы.

Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью – чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: « Благословенно Царство…», которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему. После краткой ектении о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.

Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: «Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг ко другу в союзе мира, семя долгожизненное, неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению».

Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся.. «Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские, как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем».

Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину и даровал им плод чрева.

После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога перед лицом всей церкви и вместе со всею церковью – о благословении Божием — теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз. Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: «Венчается раб Божий (имярек) рабе Божией (имярек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: «Венчается раба Божия (имярек) рабу Божию (имярек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания! Священник говорит: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их!» Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту. Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: «Господи, Боже наш! Славою и честию венчай их!».

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20-33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене – это подобие любви Христа к церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу – подобие отношения Церкви ко Христу. Это – взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу. Последнее изречение Апостола: « а жена да боится своего мужа» — призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому – Христос. В другом послании апостол Павел говорит: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7, 4-5). Муж и жена – члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1-11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати Таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе.

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их – нескверным, сожительство – непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его. Священник возглашает: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…» И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву «Отче наш» — основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына. И Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской. Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши – сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку. Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя. При первом обхождении поется тропарь «Исаие, ликуй…», в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии. При втором обхождении поется тропарь «Святи мученицы». Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом. Наконец, в третьем тропаре, который поется пр последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало, мучеников радование, ихже проповедь, Троица Единосущная». Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы.

Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, «тяготы друг друга нося», они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня.

По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными: «Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия. И ты, невесто, возвеличися якоже Сара, и возвеселися якоже Ревека, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог».

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с преклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста – образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених – к иконе Божией Матери, а невеста – к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху – образ Спасителя, невесте – образ Пресвятой Богородицы.

Какой должна быть свадебная трапеза

В 53-м правиле Лаодикийского Собора сказано: «Не подобает на браки ходящим (то есть даже родственникам жениха и невесты и гостям) скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам». Брачный пир должен быть скромен и тих, должен быть чужд всякого невоздержания и неприличия. Такое тихое и скромное пиршество благословит и Сам Господь, освятивший брак в Кане Галилейской Своим присутствием и совершением первого чуда.

О «медовом месяце» и о супружеской жизни

Церковь осуждает невоздержанное проведение молодыми супругами «медового месяца». И если молодые супруги не хотят превратить свой «медовый месяц» в период резкого ослабления сил и подавленного состояния, слез, ссор и взаимного недовольства, то пусть умеряют свои желания. Их сдержанность и умеренность будут вознаграждены тихой радостью и счастьем первых дней новой, совместной жизни.

Воздержание требуется от христиан во все воскресные и праздничные дни, дни причащения, покаяния и поста. Церковный день начинается с вечера, с четырех-шести часов, поэтому нужно сохранять себя в канун праздничного или постного дня, считая их окончанием вечер следующим днем.

Что может препятствовать христианскому браку

Православная Церковь считает гражданский брак лишенным благодати, но как факт признает и не считает его незаконным блудным сожительством. Тем не менее условия заключения брака по гражданскому законодательству и по церковным канонам имеют различия. Однако не всякий гражданский брак может быть освящен в церкви.

Церковь не допускает вступление в брак более трех раз.

Не благословляется брак, если один из брачующихся объявляет себя атеистом и говорит, что он пришел на венчание лишь по настоянию супруга или родителей.

Не разрешается венчание, если хотя бы один из супругов не крещен и не собирается принять Крещение перед венчанием.

Венчание невозможно, если один из будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом.

Еще одно препятствие к совершению браковенчания – кровное родство жениха и невесты и родство духовное, обретенное через восприемничество при Крещении.

Когда не совершается браковенчание

Согласно каноническим правилам, не разрешается совершать венчание в течение всех четырех постов, в сырную седмицу, Пасхальную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления. По благочестивому обычаю не принято совершать браки в субботу, а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников.
Кроме того, в Русской Православной церкви браковенчание не совершается по вторникам и четвергам (накануне постных дней – среды и пятницы), накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа/ 11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (14/ 27 сентября)

Перейти к верхней панели