Храм святителя Николая Чудотворца в с. Середниково

ЕЁ ИМЕНЕМ НАЗВАНА ПЛАНЕТА

НАШИ ВЕЛИКИЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ

ЕЁ ИМЕНЕМ НАЗВАНА ПЛАНЕТА

УДИВИТЕЛЬНАЯ СУДЬБА.

С семилетним сыном её поставили к стенке на расстрел фашисты. Но она обратилась к ним на немецком языке не как к убийцам, а как к простым людям и была отпущена. Пожертвовав семейным счастьем, она приехала в СССР спасать русских. Ученая, астроном. По ложному доносу её обвинили в шпионаже и посадили в Бутырскую тюрьму. Во время допросов, благодаря её доводам, следователь уверовал в Бога и стал христианином. Через несколько месяцев он добился ее освобождения. Этот случай, как беспрецедентный, приводится в учебниках по юриспруденции.

Кроме прочего, она успела открыть в Ленинграде больницу для брошенных стариков и ухаживала за ними до конца жизни.

Елену Ивановну Казимирчак-Полонскую (1902-1994), доктора наук, профессора астрономии с мировым именем с полным правом можно назвать подвижницей. Не уходя от жизни, в сложнейших условиях личным подвигом и самоотречением в течение всей жизни она подтвердила слова, которые часто повторяла: «Надо жить в Предстоянии перед Богом». Елена Ивановна сочетала в себе интеллект выдающегося ученого с глубокой искренней верой, удивительно кротким нравом, милосердием, чистотой души и честностью. И эта глубокая вера не раз спасала ее в опасных ситуациях. Е. И. Казимирчак-Полонская внесла огромный вклад в науку. Не случайно ее именем названа малая планета № 2006 ((2006) Полонская) и пояс астероидов между Сатурном и Ураном (Пояс Казимирчак-Полонской).

Елена Ивановна Полонская родилась 21 ноября 1902 года в поселке Селец Владимир-Волынского уезда Волынской губернии (ныне — село Селец Владимир-Волынского района Волынской области, Украина), где родители ее — Иван и Евгения Полонские (выходцы из российского дворянского сословия) — владели небольшим имением. Уже в детстве Елена проявила большие способности, причём ей одинаково легко давались и точные науки, и гуманитарные. Семья ее не была религиозной, поэтому «Действие благодати Божией в современном мире» (автобиографическая книга Е. Казимирчак-Полонской – прим.ред.) написанное в 80-летнем возрасте, можно объяснить тем, что при всех своих успехах и материальном благополучии, она еще в юности стала задумываться над вопросом о смысле человеческой жизни, Боге и Мироздании. Не находя ответы на своинедетские вопросы, 16-летняя девушка, в ясный солнечный день, находясь на холме громадного Волынского парка, в порыве любви к знаниям, обратилась к Высшим силам: «Во имя чего дана нам жизнь?». Вмиг Елена почувствовала ответ, который потом выразила в строчках псалмов: «Небеса да поведают славу Божию, творение руку Его возвещает твердь».

С тех пор все ее научные занятия будут посвящены доказательству бытия Божия, Божьему творению и его пониманию. Она, как будто бы, услышала голос Божий. Увидев мир Божий в особом свете, она дала слово, что будет монахиней.

ПОНЕВОЛЕ – ЗА ГРАНИЦЕЙ

В 1921 году по Рижскому мирному договору Волынь отошла к Польше.

Елена невольно оказалась за границей. Чтобы поступить в Польский университет во Львове, ей пришлось пересдать экзамен по всем предметам. Она это успешно сделала и поступила на Физико-математический факультет, одновременно занимаясь и на кафедре Астрономии. В 1934 году она защитила докторскую диссертацию на тему «О планетоцентрическом движении комет», получив за это ученую степень доктора философии Варшавского университета.

В 1936 году Елена вышла замуж за любимого человека, Льва (Леона) Казимирчака — учёного-ихтиолога, сотрудника Варшавского университета, от которого 14 мая 1937 года родила сына Сергея, названного в честь своего духовного отца Сергия Булгакова.

С богословом, философом протоиереем Сергием Булгаковым Елена познакомилась в Париже в начале 20-х годов. В вопросах веры выше авторитета Булгакова для Елены никого не существовало. Это при том, что видела она его всего 36 часов в своей жизни. В 1923 году Елена приехала в город Пршеров на Первый съезд Русского студенческого христианского движения, возглавляемым Сергием Булгаковым, Василием Зеньковским и Петром Струве. В 1926—1928 годах она была активным членом Съезда и его представительницей в Польше и Белоруссии. Редактировала религиозно-политический журнал «На рубеже». Там она познакомилась с художницей Юлией Рейтлингер, духовной дочерью Булгакова. Дружба на долгие годы свяжут этих двух женщин. Каждая из них впоследствии станет настоящей надеждой для сотни верующих людей в Советском Союзе. Все они были молодыми и активными, все стремились делать добро и посвятили себя Богу и Его дивным делам. По просьбе Елены, протоиерей Сергий Булгаков окрестил ее и принял своей духовной дочерью. Идеи христианского движения – мир, гармония, любовь ко всем народам, исповедующим христианские ценности, доброта и милосердие запомнились Елене Ивановне на всю оставшуюся жизнь.

Счастье семейной жизни Елены Казимирчак было не долгим. В 1939 году

началась Вторая Мировая война, которая круто изменила ее жизнь.

В 1941 году, во время оккупации Львова, Елена Ивановна, рискуя собственной жизнью, спасала польских офицеров. Как Профессор Астрономического института при Львовском университете делала им удостоверение стажеров польской обсерватории, чтобы они могли покинуть город. После подавления Варшавского восстания в 1944 году в городе начались облавы и расстрелы. Уцелевших людей загоняли в концентрационные лагеря, созданные под Варшавой. Пропали мать и муж Елены, которых восстание застало в городе. Сама Елена, вместе с сыном Сережей успела покинуть город до начала боевых действий.

В ЛОГОВЕ ЗВЕРЯ

Помолившись Богу, Елена Ивановна решается на большой риск: она идет в логово зверя, в Концентрационный лагерь искать мать и супруга. Спасаясь от врага, Елена Ивановна прошла пешком сотни километров, не раз ей приходилось смотреть в лицо смерти. Помогая близким людям в беде, она рисковала своей жизнью и жизнью маленького сына, которому едва исполнилось семь лет. Однажды в поисках мамы в Варшаве она шла по площади Спасителя, которую хотели назвать именем Сталина. Но Сталин сказал, что это слишком. Она наткнулась на патруль германских войск. Немецкие солдаты схватили ее и поставили к стенке, Елена не растерялась, она обратилась к ним на немецком языке не как убийцам, а как христианам, с прошением о помиловании. Она напомнила одурманенным фашистским парням, что дома их ждут дети, матери, жены и сестры, поэтому просила не лишать ее жизни во имя самой жизни и ее маленького сына. Удивительные слова и пронизанный Божественной Любовью облик матери Елены, не позволил фашистским палачам выстрелить в хрупкую, но сильную духом женщину. Фашисты от растерянности крикнули ей: «Беги!». На рассвете мать Елена и сын Сергей добираются до городка Жирардув, где размещены бараки невольников. Упросив часовых, она ищет их в лагерных бараках. С разрешения лагерного врача, поляка, и помощью Божьей Матери, ей удалось найти мать, которая находилась среди таких же горемык, как сама. Благодаря доброму лекарю подтвердившего болезнь пожилой женщины, Елене удалось забрать мать из плена.

После освобождения Польши Красной Армией в апреле 1945 года семья Казимирчак-Полонская добралась до Праги. Там Елена Ивановна узнала, что в городе открылось Советское военное консульство и объявлен добровольный переезд русских граждан в СССР. Елена Ивановна с сыном и мамой решаются на отъезд. Она могла уехать в Европу, где жизнь была значительно демократичнее и богаче. Но будучи ревностным, верующим человеком,решила, что надо вернуться в Россию, чтобы распространять свет Просвещения христианства. «Я хочу ехать в СССР, чтобы всю жизнь отдать на служение Православной Церкви, Родине, русской науке и русской молодежи», — говорила она. Елена ехала в Россию на «подпольную религиозную работу», и получила на это благословение своего духовного отца протоиерея Сергия Булгакова. Муж ее, Лион обладал более трезвым взглядом и отказался ехать. Вместе с семьей она приезжает на юг Украины, Херсон и стала работать преподавателем математического анализа и астрономии в Педагогическом институте, где ей выделили квартиру в полуразрушенном доме. То было тревожное время, голодное и суровое. На ее женские плечи легли большие испытания: с утра до вечера в пединституте, вечерами — ремонт квартиры. Особенно трудно было в душевном плане. Как преподавателю советского вуза, Елене запрещено было ходить в церковь и исповедовать религию. Еще более тяжкое испытание ждало Елену Ивановну впереди. Находясь на лечении в санатории, сын Сережа сильно заболел. Его перевели в инфекционную больницу с диагнозом «брюшной тиф». Врачи долго не могли поставить диагноз. Сын умирал, а мать от бессилия рыдала и молилась Богу, «Не моя воля, но Твоя да будет! И если Ты заберешь его, я не отрекусь от Тебя». Родная ее кровинка, радость и надежда в жизни, ее единственный сын Сережа, повернул головку на левый бок и затих навечно. Он умер от менингита. Это случилось 7 июля 1948 года в праздник Рождества св. Иоанна Предтечи. Елена обратилась к руководству института, где она работала , чтобы ей разрешили похоронить сына по христиански. Ей это категорически запретили. Ночью Елена Ивановна пошла к священнику и тайно совершила церковную панихиду. После похорон, Елена трое суток провела в молитве на берегу Днепра неподалеку от могилки сына. Она твердо решила навсегда покинуть бездушный город и его черствых чиновников.

В БУТЫРКЕ

В большом городе Ленинграде после длительных поисков Елене Ивановне удается устроиться на работу в Институт теоретической астрономии. В 1950 году она защитила в Пулковской обсерватории диссертацию по поводу движения коротко-периодических комет. Защита проходила столь блестяще, что у многих членов ученого совета возникла мысль сразу присудить ей докторскую степень. Перед ней открывалось значительное поле деятельности, но, как говорится, не тут-то было. Ее 25 января 1952 года. арестовывают по нелепому обвинению, что она якобы являлась польской шпионкой и помещают в Бутырскую тюрьму. Устраиваемые многочасовые ночные допросы, пытка бессонницей, стояние на ногах сутками в течении восьми месяцев, привело к болезням ног и страшным болям во всем организме, ухудшению зрения, болям в сердце, и глухоте. Она с трудом это переносит, но упорно защищает себя и свою честь и достоинство. Но случилось непредвиденное, такого советское правосудие не знало со дня своего основания. Сила правоты и убеждений Елены была столь велика, столь впечатлительна, что следователь, что вёл ее дело, уверовал в Бога, в Иисуса Христа и стал христианином. Через несколько месяцев он добился ее освобождения, которое произошло 5 августа 1952 года. Этот случай, какбеспрецедентный приводится в учебниках по юриспруденции.

Из-за ареста Елену Ивановну уволили из Института теоретической астрономии. Она вернулась на Украину и стала работать в Одесском университете. Лишь когда наступила Хрущёвская оттепель, Елена Ивановна смогла вернуться в Ленинград на прежнее место работы.

Основные научные труды Елены Казимирчак-Полонской посвящены изучению движения малых тел Солнечной системы, в частности, эволюции кометных орбит. С 1966-1991 годы Казимирчак-Полонской написано и опубликовано 109 научных статей по проблемам астрономии. Но ее деятельность не ограничивается наукой. На протяжении десятилетий Казимирчак-Полонская, рискуя (свободой – прим.ред.), собирала религиозные кружки у себя на дому, где знакомила молодых людей с Православием. И многие из тех, которые эти кружки посещали стали священниками, монахами и верующими.

МОНАШЕСКИЙ ПОДВИГ

Судьба уготовила ей еще одно испытание. Будучи 70-летней женщиной, Елена Ивановна приняла монашеский постриг. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II, при постриге, ей было оставлено прежнее имя: Елена. Монашеское облачение на постриг прислал ей отец Иоанн Крестьянкин, (прозорливый – прим.ред.) старец Псково-Печерского монастыря, хорошо ее знавший.

В 1990 году, мать Елена организовала Общину во имя преподобного Сергия Радонежского, куда вошли студенты, врачи, ученые, художники, философы. Кроме назидательных бесед, молитв и толкований книг Нового Завета, в Общине вырабатывалась христианская мораль, помогавшая слушателям вести правильный образ жизни. Они помогали неимущим, покинутым бабушкам и дедушкам в больнице им. Ксении Блаженной, организованной все той же матерью Еленой. До конца своей жизни мать Елена будет заботиться о них, как учил Иисус Христос и Библия, о всех нуждающихся и обремененных. Такой осталась она в памяти тех, кто знал эту мудрую и замечательную женщину-ученую: астронома-физика, математика, миссионера, богослова и философа.

30 августа 1992 года, после длительной болезни, умерла матушка Елена. Еe похоронили на Пулковском мемориальном кладбище астрономов в Санкт-Петербурге. Жизнь монахини Елены была исполнена святости, согревающей души других людей. Она проповедовала Бога не только словом, но всей своей жизнью. Память о ней отмечается во всех церковных храмах в День святой преподобной Елены.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели